Св. Иоанн Креститель изъявил Господу Иисусу Христу свое благоговейное уважение к Нему словами, что он недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин.1:27).
|
Св. Иоанн Креститель глубоко почитал и обожествлял Господа Иисуса Христа.
|
Св. Иоанн исполнял Божие призвание так: 1) он удалился в пустыню к реке Иордан и жил там отшельником, питаясь акридами и диким медом; 2) людям, приходившим к нему, он проповедывал покаяние, а каявшихся в своих грехах он крестил в Иордане, отчего и получил название Крестителя (Мф.3:1–2, 6).
|
Св. Иоанн был Богом призван стать Предтечей Господа Иисуса Христа (Лк.1:13–17)
|
Св. Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и жены его Елисаветы, которые, будучи долгое время бездетными, на старости лет удостоились от Бога милости – рождения сына (Лк.1:5–25).
|
Прежде чем начать Свое служение, Господь Иисус Христос ушел на реку Иордан к св. Иоанну и крестился от него (Мф.3:13).
|
Свое служение начал Христос, когда Ему исполнилось тридцать лет (Лк.3:23).
|
Став взрослым, Иисус работал в столярной мастерской.
|
Нам известно, что, когда Господу Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, Он пришел на праздник еврейской Пасхи со Своими родителями, то есть со Своей Матерью Девою Марией и св. Иосифом в Иерусалимский храм, где Своим умом удивил слушавших Его законоучителей (Лк.2:47).
|
После возвращения из Египта Христос жил в городе Назарете.
|
О детстве Христа мы знаем: 1) что к новорожденному Младенцу, лежавшему в яслях, пришли пастухи и рассказали Деве Марии и Иосифу о том, что им возвестили Ангелы (Лк.2:8–20); 2) что по прошествии восьми дней после рождения Младенец, по еврейскому закону, был обрезан и назван Иисусом, как указал Архангел Гавриил (Лк.2:21); 3) что в сороковой день после рождения Он был в Иерусалимском храме посвящен Господу, причем благочестивый старец Симеон взял Его на руки, благословляя Бога (Лк.2:24–32); 4) что приходили с востока волхвы, которые, поклонившись Ему, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:11); 5) что Младенец и Матерь Его были Иосифом поспешно переправлены из Вифлеема в Египет, ибо Ангел Господень возвестил Иосифу, что жестокий царь Ирод хочет Младенца убить; и был там Младенец до смерти Ирода (Мф.2:13–23); 6) что Христос-Младенец возрастал, вернувшись из Египта, укреплялся духом, преуспевал в премудрости, и благодать Божия была
...
Читать дальше »
|
Также и евреи относили это предсказание пророка Михея к обетованному Спасителю Христу, ибо на вопрос царя Ирода, где должен родиться Христос, еврейские священники и книжники отвечали ему, что Он родится в Вифлееме, приводя в доказательство пророчество Михея (Мф.2:5–6; Ин.7:42).
|
Это предсказание относится несомненно к Господу Иисусу Христу, потому что только Он, как Сын Божий, происходя из начала, существует от дней вечных, а никто другой.
|
Что Спаситель родится в Вифлееме, предсказал пророк Михей, который сказал, что из Вифлеема «произойдет Тот, происхождение Которого из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
|
Что Спаситель родится в Вифлееме, было предсказано уже в Ветхом Завете.
|
Господь Иисус Христос родился в местечке Вифлеем, в вертепе, которым в непогоду пастухи пользовались как убежищем для себя и своих стад.
|
Слово «Еммануил» означает «с нами Бог»
|
Рождение Спасителя от Девы было предсказано уже в Ветхом Завете пророком Исаией: «Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева зачнет, и родит Сына, и наречет имя Ему – Еммануил» (Ис.7:14).
|
Богочеловек – Сам Господь Иисус Христос.
|
Сын Божий вочеловечился для того, чтобы обновить человеческую природу, оскверненную первородным грехом, соединить ее с Богом, освятить ее и спасти
|
Сын Божий остался Богом и ставши человеком; а потому что Он Бог и человек, мы называем Его Богочеловеком.
|
Словами «и вочеловечшася» мы исповедуем, что Сын Божий принял не мнимую, а настоящую человеческую природу со всеми ее свойствами, кроме греха.
|
Словами «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы» мы исповедуем: 1) что Сын Божий принял человеческое тело от Марии Девы через Духа Святого; 2) что, принимая человеческую плоть, Он был зачат и родился без первородного (наследственного) греха
|
Сын Божий, как Бог, вездесущ, и, следовательно, Он и на небе и на земле; но раньше Он на земле был невидимым, и только явление Его на ней в человеческой плоти мы выражаем словами «сшедшаго с небес»
|
Что Сын Божий сошел с неба, мы знаем из собственных слов Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Ибо Я сошел с небес...» (Ин.6:38).
|
Это говорится о Сыне Божием, т. е. о Боге Сыне.
|
Третий член Символа веры читается так: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»
|
Божество Спасителя было предсказано еще в Ветхом Завете, а именно пророком Исаией, назвавшим Спасителя «Богом крепким» (Ис.9:6).
Пояснения: I. Что Бог Отец сотворил мир через Своего Сына, именуемого также Словом Божиим, видно из Евангелия св. Иоанна, в котором говорится: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). II. Словами «Царство Мое не от мира сего» хотел Господь Иисус Христос обратить внимание на то, что Его царская власть не такого рода, как власть мирских властелинов, потому что она духовная.III. Слово «Христос» является переводом на греческий язык еврейского слова «Мессия».
|
Словами «Имже вся быша» мы исповедуем, что Бог Отец сотворил все через Своего Сына.
|
Словами «единосущна Отцу» мы исповедуем: 1) что Сын Божий есть одного и того же Божеского существа с Богом Отцом; 2) что Он, как Сын, является вторым Лицом Пресвятой Троицы.
|
Словами «Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна» мы исповедуем, что Сын Божий, по Своему Божескому естеству, не есть создание, но Бог истинный, рожденный от Бога Отца
|
Словами «Света от Света» мы исповедуем, что Сын Божий рожден от Бога Отца, как солнечный свет рождается от солнца.
|
Словами «Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век» мы исповедуем: 1) что Господь Иисус Христос – единый и истинный Сын Божий; 2) что Он рожден от Бога Отца, от вечности, до сотворения мира; 3) что Он так же вечен, как Бог Отец
|
Словами «и во единаго Господа Иисуса Христа» мы исповедуем, что Иисус Христос – наш Господь, т. е. истинный Бог
|
Иисус Христос является Царем духовным, а не мирским, ибо Он сказал: «Царство Мое не от мира сего...» (Ин.18:36).
|
Господь Иисус Христос исполнял призвание Царя тем, что Он, в силу Своей власти, дал людям новый закон, Новый Завет.
|
Господь Иисус Христос исполнял призвание Первосвященника тем, что Он установил Святые Таинства и Самого Себя принес в жертву Отцу Небесному для спасения всего человечества.
|
Иисус Христос пророчествовал о многом, например: 1) о Своих страданиях, смерти на кресте и воскресении (Мф.16:21; Мф.17:22–23; Мф.20:18–19); 2) о разорении Иерусалима (Лк.19:42–44)
|
Призвание Пророка исполнял Господь Иисус Христос Своими проповедями и пророчествами
|
Спаситель называется Помазанником потому, что в Нем соединены ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.
|
В ветхозаветные времена священным миром помазывались пророки, первосвященники и цари
|
Слово «Христос» значит Помазанник
|
Слово «Иисус» значит Спаситель, или Искупитель.
|
Второй член Символа веры читается так: «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».
|
Обещанный Спаситель пришел на землю тогда, когда настало к тому время, т. е. когда люди уже были приготовлены и ожидали Его пришествия
Пояснения: I. Так как человек создан по образу и подобию Божию, то каждая человеческая душа стремится к Богу и удовлетворяется только тогда, когда найдет свое успокоение в Боге. II. Если человек старается употреблять свои способности к деланию добра, то он уподобляется Богу, и Бог ему в этом помогает; но если он их направляет ко злу, то он уподобляется дьяволу. III. Каждый человек расположен ко греху, и эта наклонность проявляется уже у детей: они сами собою, без того чтобы их кто-нибудь этому учил, умеют лгать, красть, сердиться, упрямиться, мучить животных и по-иному грешить. Эту наклонность ко злу апостол Павел называет «законом греховным». Он говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу
...
Читать дальше »
|
Обещанный Спаситель или Искупитель (Избавитель) – Сам Господь Иисус Христос
|
Бог осудил людей после первого греха не навсегда; Он обещал послать им Спасителя, Который избавит их от греха и сделает их снова достойными Царства Божия и вечного блаженства.
|
Первый грех наших прародителей мы называем наследственным потому, что его последствия, как злое наследство, переходят на все потомство Адама и Евы, т. е. на весь человеческий род.
|
Первый грех наших прародителей называется первородным потому, что это был вообще первый человеческий грех, а также и потому, что из него, как из источника, родились все дальнейшие грехи.
|
Первый грех наших прародителей называется первородным, или наследственным, грехом.
|
Последствия первого греха наших прародителей Адама и Евы следующие: 1) изгнание из рая; 2) лишение вечного блаженства; 3) власть смерти или лишение телесного бессмертия; 4) ослабление смысла к постижению Бога и Божиих дел; 5) наклонность ко злу; 6) множество душевных и телесных страданий.
|
Первый грех Адама и Евы со всеми своими гибельными последствиями перешел на всех людей потому, что Адам и Ева были как бы корнем, из которого выросло дерево всего человечества; а если испортился корень, то, естественно, должно испортиться и все дерево и все его побеги, все его потомство.
|
Этот первый грех Адама и Евы имел гибельные последствия не только для них самих, но и для всех людей
|
Первые люди провинились непослушанием тем, что ели плоды с дерева познания добра и зла, Богом запрещенные, и тем самым Бога безмерно оскорбили и от Него отдалились
|
Эти дары первые люди не сохранили, они лишились их, потому что согрешили непослушанием
|
Первых людей одарил Бог бессмертием, святостью и Своей помощью, чтобы они были невинны, мудры и чтобы блаженствовали в раю
|
Человек может стать подобным Богу: 1) если он усиленно, страстно стремится достигнуть Божественного совершенства, особенно в добродетельной, праведной и богоугодной жизни; 2) если он хорошо применяет свои способности
|
Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.
|
Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью
|
Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26–27).
|
Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим (Быт.2:7).
Пояснение: В момент смерти душа покидает тело
|
Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ (Быт.2:7).
|
Человек состоит из тела и бессмертной души
|
После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей
|
Слово «дьявол» греческого происхождения и значит обольститель, лжец или соблазнитель.
Пояснения: I. Ангелы принадлежат к миру невидимому. Как в видимом мире существует известный порядок, например – ископаемые, растения и животные разных видов, так и между Ангелами имеются известные степени. Ангелы высшей степени именуются в Священном Писании Архангелами (1Сол.4:16), из которых некоторые названы по имени, как Михаил, Рафаил и Гавриил. Ангелы наивысшего чина – Херувимы и Серафимы (Ис.6:2; Ис.37:16). Ангелов мы называем также Силами или Небесными силами. II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11). III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Мо
...
Читать дальше »
|
Злые ангелы называются дьяволами
|
Слово «ангел» греческого происхождения и значит вестник или посол Божий
|
Злые ангелы всячески вредят нам, приводя нас своею хитростью и лукавством к грехам (Быт.3:1–6; Мф.4:3–11, Мф.13:25, 39).
|
Особенно заботятся о нас Ангелы Хранители (Пс.90:11; Мф.18:10).
|
Добрые Ангелы предохраняют нас от всякого зла, внушают нам добрые мысли и чувства и молятся за нас (Быт.19и далее; Зах.1:12–13; Лк.1:8–20; Деян.5:19–20; Откр.8:2–4).
|
Ангелов, оставшихся добрыми, Бог вознаградил вечным блаженством.
|
Злых ангелов наказал Бог тем, что отверг их навсегда
|
Не все Ангелы остались добрыми; многие из них согрешили тем, что возгордились и перестали повиноваться Богу (Ис.14:12–15).
|
Бог сотворил Ангелов добрыми.
|
Главнейшие (совершеннейшие) создания Божии – это Ангелы. Ангелы – духи, существа бестелесные и бессмертные, одаренные умом и свободной волей.
|
Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением.
Пояснения: I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания:«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27–28). III. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою» (Пс.36:5). IV. Вера в Провидение Божие должна нас поощрять к тщательному и точному исполнению наших обязанностей. Согрешил бы тот, кто, в уповании на Божие Провидение, предался бы бездействию и лени. Мы обязаны сотрудничать с Провидением Божиим.
|
Бог заботится о мире таким образом, что им управляет
|
Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю.
|
О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный.
|
Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной.
|
То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением
|
Бог сотворил небо и землю из ничего.
|
Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем.
|
Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином.
Пояснения: I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33–34). II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях – жидком, твердом (лед) и газообразном (пар). III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя.
|
Веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу учат евреи и магометане.
|
Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним.
|
Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица», или «Триипостасный Бог»
|
Главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах следующие: 1) при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией (Мк.1:11; Лк.3:21–22); 2) в Евангелии от св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19); 3) в Первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7). Пояснение: Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Священном Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца» (Ин.1:14).
|
О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится: 1) в Книге Бытия (Быт.1:26) – что Бог, желая сотворить человека, сказал во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»; 2) пророк Исаия отмечает песню Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3).
|
Что есть три Божеские Лица – Отец, Сын и Святой Дух – мы знаем из Божественного откровения, изложенного в Священном Писании. В Ветхом Завете уже говорится о Св. Троице, только не так ясно, как в Новом Завете,где прямо поименованы все три Лица Пресвятой Троицы
|
Человек не может постичь этой внутренней тайны троичного Божества, потому что человеческое познание ограничено, между тем как Бог по Своему существу бесконечен и для человеческого ума непостижим.
|
Да, это можно понять, потому что и Бог Отец бесконечно совершенен, и Бог Сын бесконечно совершенен, и Бог Дух Святой бесконечно совершенен; и подобно как в числах три бесконечных числа вместе творят одно бесконечное число, так Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой есть единый Бог
|
Три Лица Божии не являются тремя Богами, а все три вместе есть единый, в трех Лицах, Бог.
|
Да, каждое Лицо (Ипостась) Божие есть истинный Бог, потому что каждое Лицо (Ипостась) имеет все Божии свойства
|
У Бога три Лица (Ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух
|
Мы называем Бога всемилостивым потому, что Он отпускает грехи каждому, кто искренно кается (Пс.144:8–9). Пояснения: I. Ничто в мире не может произойти само от себя: ни скамейка, ни дом, ни ключ, вообще ничто; тем менее мог сам от себя возникнуть весь мир. Скамейку сделал столяр, дом построил архитектор, ключ изготовил слесарь; мир же сотворил Бог. Как по красоте и целесообразности дома мы судим об образовании и умении архитектора, так можем по созданию Божьему познать мудрость и всемогущество Божие, хотя Его Самого не видим. II. Самое существо Божие для человека непостижимо, так как человеческий разум ограничен. Апостол Павел говорит, что Бог «обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). III. В Священном Писании иногда говорится о сердце Божием, о Его очах, ушах, руках, устах, приходе, отходе и пр. Эти выражения, однако, надо понимать не в буквальном, а в переносном
...
Читать дальше »
|
Мы называем Бога всеблагим потому, что Он исполнен любви к Своим созданиям (Ин.3:16).
|
Мы называем Бога справедливым потому, что Он вознаграждает за добрые дела, а наказывает за злые по заслуге (Пс.9:9; 118, 142; Притч.24:12; Рим.2:6–11).
|
Мы называем Бога всесвятым потому, что Он по Своей воле делает только то, что хорошо (III Быт.11:44; I Цар.2:2)
| |