14:48
Каковы взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом?

Взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом таковы, что Ветхий Завет подготовляет людей к откровению Нового Завета, а Новый Завет является исполнением и завершением Ветхого Завета.

Пояснения: I. Многое сохранилось в памяти христиан только путем изустной передачи, путем предания, как, например, то, что нам следует креститься знамением св. креста; что при молитве следует обращаться лицом к востоку, то есть к той стороне, откуда восходит солнце; какими словами нужно взывать к Богу, чтобы Он освятил и пресуществил дары хлеба и вина; как должна освящаться вода и прочее. Поэтому и апостол Павел также напоминал христианам в Солуни: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол.2:15). То, чему учил св. апостол Павел в своих словах или в своих речах, это было изустным преданием, Священным Преданием; то, чему он учил своими посланиями, это является учением письменным и является частью Священного Писания. То, что христианская вера распространялась главным образом посредством устного Предания, весьма понятно. Это ясно из Второго послания апостола Павла к Тимофею, где говорится: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Почти полных двадцать лет по Вознесении Господа Иисуса Христа Церковь еще не имела ни одной книги Нового Завета и принуждена была пользоваться только устным Преданием, но несмотря на это она жила, совершала богослужения, трудилась и распространялась повсюду, придерживаясь устного Предания, храня его как небесное сокровище. Весьма убедительно пишет о Священном изустном Предании святой Василий Великий в своем 91-м правиле.

II. В Священном Писании Ветхого Завета содержатся следующие книги: 1. Книга Бытия. В ней говорится о сотворении мира и людей, о жизни первых людей, об их грехопадении и о жизни и трудах их потомков, вплоть до смерти Иосифа в Египте (сокращенное название этой книги: Быт.). 2. Книга Исхода. В ней описывается тяжелая жизнь евреев в Египте, борьба Моисея с фараоном, исход евреев из Египта под предводительством Моисея, их жизнь в пустыне, получение скрижалей Завета на горе Синае и сооружение скинии (Исх.)

3. Книга Левит. В ней написано об обязанностях старозаветных священников и левитов, о богослужениях и о нравственном и гражданском законе (Лев.). 4. Книга Чисел. В ней описывается, как в пустыне проводилась всеобщая перепись народа израильского, при которой, кроме левитов, было насчитано 603 550 взрослых мужчин; далее там подробно объясняются обязанности левитов и рассказывается о ропоте народа против Моисея и о смерти Аарона (Чис.). 5. Книга Второзакония. В ней Моисей перед смертью сокращенно повторяет законник, который Бог дал еврейскому народу, возносит благодарения Богу и благословляет народ; в конце описывается смерть Моисея и его погребение (Втор.). 6. Книга Иисуса Навина. В ней рассказывается о приходе в землю обетованную и о разделении ее между двенадцатью коленами израильскими (Нав.). 7. Книга Судей. В ней описывается жизнь евреев в то время, когда ими управляли судьи (Суд.). 8. Книга Руфь, где рассказывается о жене по имени Руфь, которая была прабабушкой царя Давида (Руфь). 9–12. Две книги Самуила и две книги Царств, где повествуется о жизни народа израильского, когда им управляли цари, а особенно о постройке великолепного храма в Иерусалиме (Сам. и Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон, которые являются дополнением к книгам Царств (Пар.). 15–16. Книги Ездры и Неемии, в которых рассказывается о возвращении евреев из Вавилонского плена, о постройке нового храма на месте первого и о возобновлении города Иерусалима (Езд. и Неем.). 17. Книга Есфирь, где описывается жизнь набожной и мужественной израильтянки, которая спасла свой народ от гибели во время правления персидского царя Артаксеркса (Есф.). 18. Книга Иова, где повествуется о богоугодной жизни праведного Иова, который в пору великих страданий и невзгод сохранил твердую веру в Бога и проявил великое терпение и мудрость (Иов.). 19. Книга Псалмов, или Псалтирь, которая содержит 150 духовных песнопений или псалмов, составленных большею частью царем Давидом (Пс.). 20. Книга Притчей Соломоновых, где содержатся мудрые изречения и советы царя Соломона о праведной жизни на этом свете (Притч.). 21. Книга Проповедник, или Екклезиаст, где царь Соломон проповедует о смысле жизни и указывает, что счастливым может быть тот, кто не стремится к материальным благам, но кто живет по заповедям Божиим (Еккл.). 22. Песнь песней Соломона, где он пророчески говорит о чистой и святой любви Христовой к Церкви, как о любви жениха к невесте (Песн.). 23. Книга пророка Исаии, в которой этот пророк предсказывает многое о жизни Искупителя. Некоторые события из жизни Искупителя описаны с такой ясностью, словно пророк видел их собственными глазами. Здесь он предсказывает также, что Искупитель родится от Девы. В силу этого пророка Исаию иногда называет евангелистом Ветхого Завета (Ис.). 24. Книга пророка Иеремии, в ней приведены многие пророчества о грядущих судьбах еврейского или израильского народа и об Искупителе (Иер.). 25. Книга пророка Иезекииля также содержит много предсказаний (Иез.). 26. Книга пророка Даниила, где описывается жизнь этого пророка во время Вавилонского пленения; в ней есть также пророчество о времени, когда родится Искупитель (Дан.). 27–38. Книги двенадцати меньших пророков: Осии (Ос.), Иоиля (Иоил.), Амоса (Ам.), Авдия (Авд.), Ионы (Ион.), Михея (Мих.), Наума (Наум.), Аввакума (Авв.), Софония (Соф.), Аггея (Агг.), Захарии (Зах.) и Малахии (Мал.). В этих книгах также содержатся многие предсказания о Искупителе-Мессии. Так, пророк Михей предсказал о рождении Мессии в Вифлееме (Мих.5:2), пророк Захария предсказал торжественный вход Искупителя в Иерусалим (Зах.9:9) и Его страдания (Зах.13:7), пророк Малахия предсказал, что у Мессии будет Предтеча – св. Иоанн Креститель (Мал.3:1).

III. Первые пять книг Ветхого Завета называются также книгами Моисея, или книгами Закона, или Завета. В некоторых изданиях Первая книга Самуила называется Первой книгой Царств, а Вторая книга Самуила – Второй книгой Царств. В этом случае Первая книга Царств называется Третьей книгой Царств, а Вторая книга Царств – Четвертой книгой Царств. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил называются великими пророками. IV. Православная Церковь указанные ветхозаветные книги называет наследием, принятым от ветхозаветной еврейской Церкви, ибо евреям было вверено слово Божие, как о том говорит св. апостол Павел в своем Послании к Римлянам (Рим.3:1–2), а новозаветная Церковь приняла эти книги от евреев. В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания.

V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.;Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года.

VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г.

VIII. Послания – это письма, которые св. апостолы писали различным церковным общинам, главным образом тем, которые они сами основали. В своих посланиях апостолы объясняют христианскую веру и указывают людям, как они должны устроить свою жизнь и жизнь церковных общин в соответствии с требованиями веры.

IX. В Апокалипсисе описаны тайные видения, которые были даны св. апостолу Иоанну о будущем Церкви, о действиях врага Христова, или Антихриста, о его поражении и о конце света.

X. Священное Писание называется также Библией. Слово «библия» – греческого происхождения и означает то же, что книга. Священное Писание является исключительной по своему значению книгой на свете, которая содержит Божие откровение. Это книга, которая переведена почти на все языки мира; так как в Священном Писании говорится о непреходящей вечной жизни, ее называют также Книгою Жизни.

XI. Священное Писание должен иметь каждый христианин или, по крайней мере, каждая семья. Человечество преобразовалось бы, если бы в каждой семье ежедневно читалось Священное Писание, хотя бы только в течение нескольких минут или, по крайней мере, по воскресеньям и в праздники. Внимательное и благоговейное чтение Священного Писания делает человека лучше, так как при этом с ним говорит Сам Бог.

XII. Священное Писание Ветхого Завета было написано на еврейском языке и еще до Рождества Христова было переведено на греческий язык. Из книг Нового Завета по-еврейски были написаны только две книги: Евангелие от Матфея и Послание св. апостола Павла к Евреям. Прочие новозаветные книги (числом 25) были написаны по-гречески, а кроме того и те две, которые были написаны по-еврейски, вскоре были переведены на греческий язык. XIII. Священное Писание не было написано на латинском языке, но было на него переведено только во II веке; на славянский язык оно было переведено в 862–885 годах свв. Кириллом и Мефодием. На прочие языки Средней и Западной Европы Священное Писание было переведено только в XII–XV столетиях. До этого времени в этих странах пользовались латинским переводом, который, однако, был доступен только ученым людям. XIV. Каждая книга Священного Писания разделена на главы, а каждая глава на стихи. При ссылке на слова из Священного Писания пользуются сокращениями. Например: если мы хотим указать, что слова «небеса проповедуют славу Божию» содержатся в псалме 18, стихе первом, обозначаем это так: Пс.18:1; если мы хотим указать, что слова «в начале сотворил Бог небо и землю» содержатся в книге Моисея, или в книге Бытия, в первой главе, в первом стихе, обозначаем это так: Быт.1:1; если мы хотим указать, что определенные слова содержатся в 22-м стихе 6-й книги пророка Иеремии, мы обозначаем: Иер.6:22; Мф.5:4 означает: Евангелие от Матфея, пятая глава, четвертый стих; 1Кор.11:25 значит: Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам, глава одиннадцатая, стих двадцать пятый; Ин.21:4 значит: Евангелие от Иоанна, глава двадцать первая, стих четвертый. 1Ин.3:4 значит: Первое послание св. апостола Иоанна, глава третья, стих четвертый; Деян.16:9 значит: Деяния святых апостолов, глава шестнадцатая, стих девятый; Гал.5:9 значит: Послание святого апостола Павла к Галатам, глава пятая, стих девятый

Категория: Вопросы и ответы православная вера | Просмотров: 173 | Добавил: MODERATOR | Теги: Каковы взаимоотношения между Ветхим | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar